
У поганок и лысух на пальцах не перепонки, а своеобразные кожистые оторочки. Отпечатки лап этих птиц настолько необычны, что их нельзя спутать ни с какими другими следами. Следы лысух обнаружить на отмелях довольно легко. Поганки же очень редко оставляют свои следы на берегу. Увидеть их можно лишь случайно.
Маленькие кулички-плавунчики - жители северных тундр. Целый день снуют они по поверхности неглубоких болот, склевывая мелкую водяную живность. На сушу почти не вылезают. А если и выберутся ненадолго на прибрежную травку или мох, то вряд ли их крошечные лапки оставят там свои отпечатки.
Следы куликов-шилохвосток можно увидеть на мелководьях степных водоемов или на грязи возле артезианских колодцев. Но у этих птиц перепонки начинаются не от конца пальцев, а значительно ниже. Укороченные перепонки и большие шаги этого долговязого кулика помогут узнать его следы.
У веслоногих птиц перепонками соединены все четыре пальца, что делает следы бакланов и пеликанов легко отличимыми от следов других птиц.
Из трубконосых птиц у нас гнездятся лишь глупыши, три вида маленьких морских птичек качурок да в небольшом количестве пестролицый буревестник, гнезда которого обнаружены на о.Карамзина в Южном Приморье. А другие виды буревестников - тайфунники, альбатросы и некоторые другие трубконосые - появляются в наших водах лишь во время послегнездовых кочевок и совсем не связаны с берегом.
Чистиковые птицы - кайры, тупики, чистики, гагарки и другие - большинству охотников мало известны. Это типично морские птицы. Их жизнь в основном проходит в открытом море. А с берегом они связаны лишь в период гнездования. Гнездятся за редким исключением в трещинах и на карнизах скал или в вырытых в торфянистой почве норах. Но и летом, когда они в огромном количестве собираются на скалах и утесах, образуя вместе с чайками и глупышами птичьи базары, вы не отыщите там ни одного отпечатка лап. Ведь на камнях и сухом торфе, где роют норы топорки и тупики, следов не разглядишь. Только белые потеки помета на камнях, шеренги белокрылых кайр на карнизах скал, гортанные крики да снующие от моря и обратно многие сотни птиц укажут вам место птичьего базара.
Жительницы тундр - гагары - изредка встречаются и на наших озерах и реках. Охотники средней полосы России могут встретит; этих птиц, особенно весной и осенью во время пролета. Но на суше гагар практически не удается застать. Даже свои гнезда они располагают у самой кромки воды. И чтобы попасть в гнездо, птице достаточно подплыть к берету и вползти на него.
Из вышеприведенного списка перепончатолапых птиц можно смело исключить гагар, чистиковых, трубконосых - их следов вы, скорее всего, никогда не увидите.
Но помимо пластинчатоклювых, перепонки на лапах имеют и некоторые другие около водные птицы: чайки, крачки, поморники, чистиковые птицы, бакланы, пеликаны, буревестники, альбатросы, фламинго, лысухи, поганки и даже некоторые кулики - шилоклювки и плавунчики. Поэтому прежде всего следует уметь отличать следы охотничьих уток и гусей от следов непромысловых чаек, гагар и других птиц с перепонками на лапах.
Все пластинчатоклювые: гуси, лебеди, утки - имеют между пальцами перепонки, при плавании превращающие лапу в своеобразное весло. Как правило, эти перепонки хорошо просматриваются на следах водоплавающих птиц.
На первых порах разобраться во всем многообразии отпечатков лап совсем непросто. Но когда часто наведываешься в подобные места, наблюдаешь птиц, оставляющих те или иные следы, то постепенно начинаешь узнавать и запоминать сначала наиболее своеобразные отпечатки, затем и другие, подмечая в них свои особенности. Не пропускаешь случая взглянуть еще раз на отпечатки лап спугнутой птицы.
Все следы интересны. Но для охотника наибольший интерес представляют следы гусей и уток - желанной для него добычи. Концентрация следов в каких-то местах подскажет ему, где лучше устроить скрадок или постоять на зорьке, ожидая лета.
Загнав кулас в заросли, вылезаю на берег и долго брожу вдоль кромки воды, всматриваясь в отпечатки многочисленных лап. Всюду виднеются разнообразные крестики, оставленные лапками всевозможных куликов, большие, длиннопалые отпечатки ног цапель. Здесь торопливо пересекла открытое место болотная курочка камышница. А там ненадолго присаживался камышовый разбойник лунь и оставил на песке пару когтистых отпечатков.
За мыском тростника желтой полосой обозначилась отмель. Огибаю тростник и направляю легкий челн прямо туда. Знаю, что мокрый песок расскажет мне многое об обитателях здешних мест.
Впереди показался просвет. Еще гребок, и лодку выносит на открытое место. За плесом, у буро-зеленой стены тростника серыми и белыми изваяниями застыли цапли. Завидев лодку, птицы не торопясь, будто нехотя, поднимаются в воздух, взмахивая широкими крыльями и на лету подтягивая и складывая длинные шеи. Черные кургузые лысухи, поддавшись обшей тревоге, захлопав по воде, скрываются в зарослях.
Легкий кулас послушно скользит по узкой протоке, стиснутой с обеих сторон высокими тростниками. Временами из зарослей доносятся какие-то шорохи, плеск. Иной раз тихо всхлипнет лысуха или раздастся резкий выкрик камышницы.
Осенью тоже люблю охоту на водоплавающую дичь. Особенно интересно бывает оказаться в эту пору в плавнях рек или среди степных озер, где тростниковые заросли перемежаются тихими плесами и отмелями. Только приедешь на новое место, еще не успеешь как следует обустроиться, а уж не терпится быстрее оказаться в угодьях, хотя бы бегло осмотреть незнакомые места. Поглядеть, хоть издали, что за дичь здесь водится.
Видимо, поэтому я так люблю весной охотиться на разливах с чучелами и подсадной. Причем стараюсь устроиться в шалаше не ближе к берегу, где легче дождаться подлета большого яркого крякаша, а забраться дальше, к середине реки. Здесь, ближе к фарватеру, к чучелам чаше подсаживаются другие виды уток. Вот где можно полюбоваться на расписных весенних селезней. А как интересно наблюдать за тем, как каждый кавалер обхаживает свою скромно окрашенную подружку! И у каждого свои манеры и позы. Один кланяется, другой выпячивает колесом грудь и закидывает на спину голову, иной хлопает крыльями, выставляя напоказ яркие пятна на боку.
Несмотря на мою большую увлеченность и страсть к охоте, все-таки я больше исследователь, чем охотник. Забыв о ружье, могу долго смотреть, как совсем близко, на рябине, рябчик наклоняет голову и тянется к кораллово-красным гроздьям. Или, наблюдая в сумерках за выбегающими на отмель болотными курочками, пропустить без выстрела хорошо налетевших уток. Подсмотреть что-то новое в поведении птицы или зверя мне интереснее, чем положить в ягдташ еще один трофей.
Следы водоплавающих птиц || Российский охотничий портал HUNTER.RU